Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Ненадежные источники

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Виктор Матвиенко — о европейском энергокризисе, переходящем в мировой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сообщения о росте цен на энергоресурсы в Европе давно не сходят с первых полос мировых СМИ. По влиянию на европейские экономики его уже сравнивают с нефтяными кризисами 1970-х, вызванных арабо-израильскими войнами. Сейчас войны нет, но цены снова толкает вверх политика. На этот раз климатическая.

Запланированный европейскими лидерами ускоренный переход с традиционной на возобновляемую энергетику быстро принес ощутимые результаты: чрезмерная зависимость от погоды делает европейские экономики неконкурентоспособными. Вставшие из-за штиля ветряки в Северном море вызвали ажиотажный спрос на энергию тепловых и атомных электростанций, который не смогли удовлетворить традиционные поставщики из-за аварий и законодательных ограничений.

Оптовые цены на электроэнергию за пару месяцев выросли в три-четыре раза и сейчас в семь-восемь раз превышают российский уровень цен даже в таких обеспеченных энергоресурсами ресурсами странах, как Франция и Норвегия. Изменений в лучшую сторону в Европе не ждут. По мнению еврокомиссара Тьерри Бретона, «напряженная ситуация в сфере энергетики может продлиться всю зиму». Среди виноватых, считает чиновник, — «Газпром», в зависимость от которого попали европейские страны. О роли самих европейских политиков, поставивших энергетическую безопасность населения в зависимость от климата, Бретон как-то не упомянул.

Высокие цены на газ и электроэнергию в Европе уже привели к приостановке работы некоторых предприятий. Об этом сообщили, например, американская CF Indastries и норвежская Yara, которые производят аммиак для азотных удобрений: при текущем уровне цен на природный газ в $900 за 1 куб. м их производство стало неконкурентоспособным.

Производители традиционно бегут в Юго-Восточную Азию, Индию и Китай, где основанная на традиционных носителях энергетика обеспечивает им необходимые для работы условия. Но и там новая климатическая политика ООН уже приносит свои разрушительные плоды. В Китае ужесточение требований к выбросам и преференции строителям станций ВИЭ привели к дефициту угля, на котором работает большая часть электростанций, что отразилось на электроснабжении. Остановить производства до конца месяца пришлось даже ведущим поставщикам Apple и Tesla, что еще больше усугубило кризис в мировой индустрии полупроводников.

Впрочем, Китай в отличие от Европы занимает в вопросе регулирования энергетики довольно взвешенную позицию. Как и в Индии, в Китае планируют не сокращать, а увеличивать производство энергии на основе ископаемого топлива, прежде всего угля. Такие альтернативные источники энергии, как ветер и солнце, Национальное управление энергетики Китая считает ненадежными, хотя и продолжает субсидировать проекты на основе ВИЭ. Достигать климатических целей Китай планирует за счет сокращения энергопотребления и выбросов углерода на единицу ВВП, и то осторожно, не ранее 2060 года.

То есть Китай основывает рост экономики на надежном энергоснабжении от традиционных носителей, и здесь стоит задача максимально повысить отдачу от них, развивая технологии. Но перегибов, как мы видим по отключениям, не удалось избежать. Пока дефицит энергии в Восточной Азии удается компенсировать за счет поставок СПГ, однако высокие цены в Европе могут изменить сложившиеся маршруты экспорта.

Похоже, что начавшийся в Европе энергокризис становится действительно мировым. Даже в далекой от Европы и Восточной Азии Мексике на этой неделе стали останавливаться алюминиевые заводы. А в США, крупнейшем производителе природного газа, за последний месяц цены на это сырье выросли на две трети, в связи с чем промышленное лобби попросило Белый дом ввести ограничения на его экспорт.

Судя по заявлениям чиновников, в России пока трезво оценивают причины и последствия энергетического кризиса и не намерены форсировать «зеленые» реформы. Министр энергетики России Николай Шульгинов прямо сказал, что кризис в Европе — прямые последствия энергоперехода, «последствия форсированного закрытия угольной генерации, которая всегда являлась альтернативой и сдерживала при высоких ценах потребления газа». «Навязывание» европейского пути, которое способно «лишить Россию естественных преимуществ», осудили и заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, и другие представители российской власти.

Вопрос в том, сможет ли Россия отстоять свой путь развития энергетики или пойдет на поводу климатических активистов, позиции которых разделяют и поддерживают и американские технологические гиганты, и европейские банкиры. На кону стабильность цен на бензин, газ и электричество, социальное благополучие людей в добывающих регионах, приток выручки от экспорта энергоресурсов. Ситуация слишком сложная для поспешных решений вроде обязательства Сахалинской области добиться углеродной нейтральности к 2025 году.

Более разумной представляется тактика постепенного сокращения выбросов и модернизации промышленности, которая, по словам куратора рабочих групп по адаптации России к мировому энергопереходу Андрея Белоусова, поможет «реализовать направления, связанные с имеющимися технологическими преимуществами, прорывными технологиями нашей страны». В любом случае будем надеяться, что взвешенные решения правительства помогут нам избежать неприятных последствий мирового энергетического кризиса.

Автор — доцент Финансового университета при правительстве РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир